Анализ компании Booking.com
Если вы бронировали себе гостиницу где-то за пределами нашей Родины, а может даже и внутри нее, то скорее всего вы пользовались сайтом Booking.com. Как вы отнесетесь к новости, что вы можете стать совладельцем этого сайта и получать свою долю с дохода каждый раз, когда кто-то бронирует себе отель через этот сайт? Заманчивая перспектива, согласитесь.
Компания, которая владеет сайтом Booking.com называется «Priceline Group Inc» (тикер — PCLN). Бизнес модель компании понятна: она соединяет у себя на сайте отельеров и желающих снять номер в гостинице. Теперь пользователям не надо для этих целей использовать тур-фирмы или искать сайты и телефоны самих гостиниц: на одном сайте вы сразу получаете сводную информацию о всех гостиницах в интересующем вас районе, все цены, отзывы посетителей и удобный интерфейс для заказа и оплаты номеров. Все очень удобно, поэтому так много людей пользуются этим сайтом. Вся прелесть для владельцев этой компании заключается в том, что комиссия сайта составляет целых 15%. Согласитесь совсем неплохо, особенно если учесть масштабы.
Еще одна хорошая новость для владельцев сайта состоит в том, что гостиницы по договору с Booking.com не могут сдавать свои номера дешевле, чем на этом сайте. Ни в каком другом канале нахождения клиентов отели не могут указывать цены ниже, чем на Booking. Почему это хорошо для владельцев? Потому что пользователям не надо искать другие сайты в попытках найти более выгодные предложения, как происходит с авиа-билетами или с турами. Каждый пользователь знает, что получит гарантированно самое выгодное предложение.
Помимо Booking.com компания «Priceline Group Inc» является еще владельцем таких сайтов, как Priceline, Agoda, Rentalcars.com, KAYAK and OpenTable. Такой себе зонтичный бренд. Если Booking.com популярен в Европе, то Priceline - известен больше в Северной Америке, а Agoda в Юго-восточной Азии. Кроме отелей можно заказать полные туры и круизы на кораблях. На сайте Rentalcars.com можно заказать автомобиль на прокат. OpenTable — это про заказ столиков в ресторанах. Так что представлен очень широкий ассортимент.
Есть ли у компании конкурентное преимущество?
Безусловно, да. Если вы интересовались экономическими рвами, то в этой компании вы определите сразу несколько видов устойчивого конкурентного преимущества: и эффект от масштаба и сетевой эффект. Кроме того можно уже говорить и о брендах и о лояльных потребителях: ведь многие уже пользовались сайтом и будут пользоваться в следующий раз , когда возникнет такая потребность. А это приведет к необходимости для отельеров тоже пользоваться этой площадкой.
Финансовые коэффициенты
Самый популярный коэффициент Р/Е на сегодня равен 26. Это прилично. Коэффициент Р/Е Шиллера вообще равен 60. Это очень много. Можно даже говорить, что акции этой компании переоценены. Но давайте посмотрим на прочие коэффициенты:
Операционная маржа = 35%. Это хорошо.
Рентабельность в последние годы колеблется между 30 и 40%. Это тоже очень хорошо. Это опять же подтверждает наши размышления об устойчивом конкурентом преимуществе.
Коэффициент «Debt to Equity» = 0,7. Это говорит о консервативной финансовой политике — компания не берет слишком много кредитов. Или с другой стороны можно говорить, что операционная деятельность генерирует достаточный финансовый поток, чтобы не влезать в долги.
Выручка и прибыль компании устойчиво растет?
Опять таки: безусловно да.
ГОД | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Выручка | 4.36B | 5.26B | 6.79B | 8.44B | 9.22B |
Рост | - | 20.79% | 29.13% | 24.27% | 9.26% |
Прибыль | 1.06B | 1.42B | 1.89B | 2.42B | 2.55B |
Рост | - | 34.38% | 33.33% | 27.95% | 5.35% |
Кол-во акций | 49.65M | 49.84M | 50.92M | 52.3M | 50.94M |
EPS | 20.63 | 27.66 | 36.11 | 45.67 | 49.45 |
Рост | - | 34.08% | 30.55% | 26.47% | 8.28% |
Видим стабильный и очень приятный рост на протяжении последних 5 лет. Только в 2015 году темп роста немного замедлился. Но и рост в 10% для других компаний очень приличный. Особенно если мы говорим о компаниях с выручкой в районе 10 миллиардов.
Наверняка это замедление роста прибыли не замедлило сказаться на стоимости акций- об этом поговорим чуть позже.
Руководство компании
Сейчас должность CEO занимает некто Darren R. Huston. Он был руководителем Booking.com с 2011 года. До этого работал в Microsoft и Starbucks. Человек с МВА, полученным в Гарварде. Википедия говорит, что его компенсация составляет 22 млн долларов в год. При этом в самом Booking ему платят только 8. Остальные он видимо зарабатывает трудясь в 17 советах директоров других компаний.
Предыдущий СЕО руководил компанией с 2002 года по декабрь 2013. И вот уже 2 года руководит новый СЕО.
Руководство считает, что оно может лучше распорядиться деньгами акционеров чем сами акционеры, поэтому вообще не выплачивает дивидендов. Скорее всего, они правы: мало в какой компании можно вложить деньги с такой рентабельностью. В статье про Яндекс я высказывал некоторые опасения любовью яндекса покупать всякие компании. Здесь тоже имеет место такое увлечение. Например компанию OpenTable они купили совсем недавно за целых 2 миллиарда долларов. Но здесь по крайней мере есть логика: компания занимается сходным бизнесом, только в немного другой области: продает не гостиничные номера, а ресторанные столики.
В общем, пока с руководством все в порядке.
Акция продается по приемлемой цене?
Давайте считать. Из-за такой замечательной рентабельности у меня получилось 1500$ за акцию. Если посчитать, что в дальнейшие годы при увеличении капитала и увеличении бизнеса не удастся сохранять такую величину рентабельности, то можно считать что внутренняя стоимость акции где-то в районе 1400. Сейчас акция стоит в районе 1300$. Это нам дает маржу безопасности в районе 7%. Маловато. Но это если считать что рентабельность снизится. Если она останется такой же, то это примерно 13%. Все равно маловато.
В идеале было бы купить эти акции по 1050$-1100$. Самое досадное, что еще в феврале они продавались дешевле 1000$. Но этот момент был упущен. Так что будем ждать следующих скидок от мистера рынка.
А зачем они нужны без дивидендов?
Акции люди покупают в расчете на их рост. Дивиденды за редким исключением символические 1-1,5%.