Что такое P/S? Зачем нужен этот коэффициент, если есть P/E?
P/S в данном контексте обозначает не P.S. — постскриптум, а финансовый коэффициент Price/Sales. Это отношение цены акции к выручке, приходящейся на эту акцию. Или капитализацию компании делят на сумму выручки. Почему же его не так часто используют, как Р/Е, но в то же время почему им не стоит пренебрегать?
Дело в том что Р/Е отражает отношение цены акции к прибыли, которую заработала компания за год в расчете на акцию. Так как большинство инвесторов интересует именно прибыль компании, то этот коэффициент и стал таким популярным. В то же время очень удобно сравнивать разные компании именно по отношению цены к прибыли.
Но проблема в том, что зачастую менеджмент компаний «рисует» отчетность. Т.е. с помощью бухгалтерских хитростей и трюков они могут искусственным образом либо завышать либо занижать значение отчетной прибыли компании. Если некоторое время дела идут хуже, то руководство может в какой-то год показать рост прибыли, перекинув часть убытков на другие годы. Для чего это делается, оставим за рамками статьи, просто так делают. Кроме этого есть еще масса методов «оптимизации» отчетности. Когда вы, как инвестор будете анализировать отчетность компании, увидите рост прибыли, соответственно снижение коэффициента Р/Е — и решите купить эту акцию, в надежде на дальнейший рост прибыли. Так же поступят и другие инвесторы — как следствие, цены на акцию вырастут. Менеджеры получат свои бонусы. В следующем году, руководство отразит реальную картину в отчетности и цены на акции упадут. Вы потеряете деньги на этой инвестиции. А бонусы у менеджеров никто не заберет назад
В то же время манипулировать выручкой гораздо сложнее. Выручка всегда имеет определенную дату перехода денег из одних рук в другие. Так что любой бухгалтер и аудитор знают к какому отчетному периоду надо относить ту или иную оплату. Цена тоже имеет определённое значение на каждый день. Так что коэффициент P/S оказывается более честным, чем Р/Е и менее подвержен манипуляциям.
Правда P/S не учитывает разницу между себестоимостью товаров и отпускной ценой. Может быть компания решила с помощью снижения наценки увеличить объем продаж? В таком случае выручка будет расти, а прибыль при этом может падать. Кроме того не учитываются расходы компании. В общем, ничего, что влияет на прибыль. Но для учета этих показателей можно воспользоваться другими коэффициентами. А для осознания динамики выручки очень неплох именно этот коэффициент. Но почему бы в таком случае не сравнивать просто величину выручки? Дело в том, что цены то акций изменяются год от года. И для того чтобы увязать изменения выручки и цены, чтобы понять что быстрее растет и используется этот коэффициент.