Сравнение двух авиаперевозчиков: ALK vs LUV

Добрый день читателям моего блога. В этой статье продолжу молодую традицию этого сайта анализировать сразу две компании из одного сектора. Сегодня попались две авиакомпании — Alaska Air Group (ALK) и Southwest Airlines Co (LUV). И хотя во всех учебниках по инвестированию авиаперевозчики приводятся как классический пример компаний без явного конкурентного преимущества, все равно попробуем найти плюсы и минусы в этой отрасли и конкретно в этих компаниях.

 Деятельность компаний

Southwest Airlines, как нетрудно догадаться из названия занимается пассажирскими авиаперевозками на юго-западе США. На самом деле сейчас у них уже есть рейсы по 40 штатам, но начинали они именно с юго-запада. И в секторе международных перевозок они занимаются тоже югом — Мексика, Ямайка, Багамские острова, Аруба, Доминиканская Республика, Коста-Рика и Белиз. У компании 704 самолета Boeing 737.

Еще проще догадаться о деятельности второй компании — Alaska Air Group. Как уже догадались самые проницательные читатели, компания в основном осуществляет пассажирские и грузовые перевозки на Аляске. Эта компания состоит из двух подразделений — Alaska Airlines, которое обслуживает магистральные перевозки (на далекие расстояния) и Horizon для обслуживания региональных перевозок по Аляске. Для перелетов из Аляски в Канаду, США и Гавайи используются Boeing 737, а для местных полетов — турбовинтовые самолеты Bombardier Q400. Такой самолет и изображен на главной картинке статьи.

В общем совершенно одинаковый бизнес. Посмотрим, какие деньги удается заработать этим перевозчикам.

Финансовые результаты

Начнем с Аляски.

ГОД 2011 2012 2013 2014 2015
Sales/Revenue 4.32B 4.66B 4.96B 5.37B 5.6B
Sales Growth - 7.86% 6.59% 8.14% 4.28%
Net Income 244.5M 316M 508M 605M 848M
Net Income Growth - 29.24% 60.76% 19.09% 40.17%

Что бросается в глаза? То, что присутствует пусть и небольшой но постоянный рост выручки. И гораздо больший рост прибыли. За эти годы рост выручки в среднем был 6,7% в год, а прибыль росла с темпом 36,4%. Т.е в 6 раз быстрее. Интересно как так получается у компании?

Теперь посмотрим юго-западных ребят

ГОД 2011 2012 2013 2014 2015
Sales/Revenue 15,66B 17,09B 17,7B 18,61B 19,82B
Sales Growth - 9,13% 3,58% 5,12% 6,53%
Net Income 178М 421М 757М 1,14B 2,19B
Net Income Growth - 136,52% 79,81% 50,59% 91,67%

И хотя цифры в несколько раз больше, суть такая же: рост выручки составил 6%  в год, а рост прибыли даже выше — аж целых 87 % в год за последние 4 года. Тогда это перестает быть таким уж странным: значит это типично для всей отрасли (с высокой степенью вероятности)… Значит компании как-то смогли договориться и перестать убивать друг друга низкими тарифами. Теперь рентабельность этого бизнеса возросла. Куда только смотри антимонопольный комитет? Шутка.

Похожая картина и с прибылью на акцию

Аляска:

ГОД 2011 2012 2013 2014 2015
EPS (Diluted) 1,67 2,2 3,58 4,42 6,55
EPS (Diluted) Growth 31,74% 62,73% 23,46% 48,19%
Diluted Shares Outstanding 146.84M 143.57M 141.88M 136.8M 129.37M

Юго запад:

ГОД 2011 2012 2013 2014 2015
EPS (Diluted) 0,23 0,56 1,05 1,64 3,27
EPS (Diluted) Growth 143,48% 87,50% 56,19% 99,39%
Diluted Shares Outstanding 775M 757M 718M 696M 669M

Если у Аляски отличный рост прибыли на акцию — в 4 раза за 4 года, то у Southwest — просто жуть — за 4 года прибыль на акцию возросла в 14 раз. Такого просто не бывает :)

В общем, в этом разделе побеждает Southwest , хотя и Аляска показывает очень хорошие результаты. Но стоит еще раз подчеркнуть — у обеих компаний себестоимость остается примерно на одинаковом уровне на протяжении последних лет, а прибыль растет, хотя и не на много, но все же. Из-за этого видим диспропорциональный рост прибыли.

Но есть одна тонкость: если смотреть квартальные отчеты, то в последнем квартале прибыль Southwest  оказалась значительно ниже прибыли прошлого квартала и аналогичного квартала прошлого года. Это достаточно тревожный звонок, если учесть, что каждый квартал до этого показывал результат выше, чем аналогичный квартал предыдущего года. Хотя в 3 и 4 кварталы каждый год прибыль снижается у этой компании.

Рентабельность

Естественно, что у этих компаний должна быть высокая рентабельность. Давайте смотреть.

У Аляски коэффициент Net-margin равен 15,4%, при ROE = 35%, у ЮгоЗапада соответственно 11% и 30%. Здесь красивее смотрится Аляска, хотя преимущество тоже не подавляющее.

Задолженность

Аляска

2011 2012 2013 2014 2015
Total Assets 5.2B 5.51B 5.84B 6.18B 6.53B
Assets — Total — Growth - 5.97% 6.05% 5.88% 5.69%
Long-Term Debt 1.1B 871M 754M 686M 571M

Southwest

2011 2012 2013 2014 2015
Total Assets 18.07B 18.6B 19.35B 20.2B 23.31B
Assets — Total — Growth - 2.92% 4.03% 4.42% 15.41%
Long-Term Debt 3.11B 2.88B 2.19B 2.43B 2.54B

Опять мы видим схожие результаты — активы компании растут примерно в одном темпе, и задолженность равна примерно 10% от величины активов. И у той и у другой компании положительная динамика по задолженности — она в общем и целом снижается. Правда у Аляски это происходит более системно :).

Свободный денежный поток

Аляска

2011 2012 2013 2014 2015
Free Cash Flow 308.6M 235M 415M 336M 753M
Free Cash Flow Growth - -23.85% 76.60% -19.04% 124.11%

Southwest

2011 2012 2013 2014 2015
Free Cash Flow 417M 716M 1.03B 1.15B 1.2B
Free Cash Flow Growth - 71.70% 43.85% 12.04% 3.73%

В этом разделе тоже предпочтительней выглядят южные ребята. Хотя в отчете о движениях денежных средств все тоже очень похоже — у компаний возрастающий поток от основных операций и очень высокие капитальные затраты. Но это и понятно: авиаперевозки — капиталоемкое дело, требующее значительных основных средств.

Инсайдеры и фонды. Институциональная поддержка

В обеих компаниях инсайдеры владеют пренебрежительно малыми долями. Так что их нельзя назвать владельцами компаний. В общем-то это типичное явление для современного капитализма — владельцев у компаний тысячи, а руководят просто наемные сотрудники.

Сходство компаний продолжается и в списке владельцев. На первом месте в обеих компаниях по количеству акций среди владельцев записан фонд PRIMECAP Management Company (если ориентировать на сайт gurufocus.com).

Еще я обратил внимание на то, что один из признанных Гуру — Мониш Пабрай купил недавно значительный пакет Southwest. На досуге я как раз почитываю книгу этого автора, которая называет «Дандо Инвестора». В общем если вы склонны обращать внимания на мнение гуру, то это еще один плюс за Southwest.

Можно ли купить акцию дешевле внутренней цены?

Давайте считать.

Сейчас акция ALK торгуется на уровне 84$. По моим оптимистичным расчетам внутренняя стоимость этой компании составляет 120$. Т.е это нам дает маржу безопасности в 30%.

Акция LUV сейчас торгуется на уровне 48$. Компания показывает такие сумасшедшие темпы роста, что рассчитывать на такое продолжение в ближайшие годы даже как-то слишком оптимистично. Если даже взять менее восторженные ожидания  — то у меня получилась справедливая цена в районе 72 $. Кстати рассчитанная мной внутренняя цена почти полностью совпадает с расчетами гуруфокуса. А это дает нам маржу безопасности в 33%.

Да обе акции торгуются на уровне своих исторических максимумов. Но тем не менее у меня получается, что их можно покупать. Кому же отдать предпочтение? Честно говоря, мне больше понравился Southwest, но обе компании идут голова в голову, так что можно купить их в равных долях. Но в портфеле они должны занимать долю одной акции вдвоем, потому что они из одной отрасли и захламлять портфель сходными компаниями не очень правильно.

Есть 1 комментарий
  1. :

    Почему не купил Southwest в то время, до сих пор понять не могу. Казалось, что акции упадут с максимумов. А сейчас 07.06.17 акции стоят уже 59,5$. Т.е. рост за пол года составил 20%.

Навигация