Сравнение двух авиаперевозчиков: ALK vs LUV
Добрый день читателям моего блога. В этой статье продолжу молодую традицию этого сайта анализировать сразу две компании из одного сектора. Сегодня попались две авиакомпании — Alaska Air Group (ALK) и Southwest Airlines Co (LUV). И хотя во всех учебниках по инвестированию авиаперевозчики приводятся как классический пример компаний без явного конкурентного преимущества, все равно попробуем найти плюсы и минусы в этой отрасли и конкретно в этих компаниях.
Деятельность компаний
Southwest Airlines, как нетрудно догадаться из названия занимается пассажирскими авиаперевозками на юго-западе США. На самом деле сейчас у них уже есть рейсы по 40 штатам, но начинали они именно с юго-запада. И в секторе международных перевозок они занимаются тоже югом — Мексика, Ямайка, Багамские острова, Аруба, Доминиканская Республика, Коста-Рика и Белиз. У компании 704 самолета Boeing 737.
Еще проще догадаться о деятельности второй компании — Alaska Air Group. Как уже догадались самые проницательные читатели, компания в основном осуществляет пассажирские и грузовые перевозки на Аляске. Эта компания состоит из двух подразделений — Alaska Airlines, которое обслуживает магистральные перевозки (на далекие расстояния) и Horizon для обслуживания региональных перевозок по Аляске. Для перелетов из Аляски в Канаду, США и Гавайи используются Boeing 737, а для местных полетов — турбовинтовые самолеты Bombardier Q400. Такой самолет и изображен на главной картинке статьи.
В общем совершенно одинаковый бизнес. Посмотрим, какие деньги удается заработать этим перевозчикам.
Финансовые результаты
Начнем с Аляски.
ГОД | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Sales/Revenue | 4.32B | 4.66B | 4.96B | 5.37B | 5.6B |
Sales Growth | - | 7.86% | 6.59% | 8.14% | 4.28% |
Net Income | 244.5M | 316M | 508M | 605M | 848M |
Net Income Growth | - | 29.24% | 60.76% | 19.09% | 40.17% |
Что бросается в глаза? То, что присутствует пусть и небольшой но постоянный рост выручки. И гораздо больший рост прибыли. За эти годы рост выручки в среднем был 6,7% в год, а прибыль росла с темпом 36,4%. Т.е в 6 раз быстрее. Интересно как так получается у компании?
Теперь посмотрим юго-западных ребят
ГОД | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Sales/Revenue | 15,66B | 17,09B | 17,7B | 18,61B | 19,82B |
Sales Growth | - | 9,13% | 3,58% | 5,12% | 6,53% |
Net Income | 178М | 421М | 757М | 1,14B | 2,19B |
Net Income Growth | - | 136,52% | 79,81% | 50,59% | 91,67% |
И хотя цифры в несколько раз больше, суть такая же: рост выручки составил 6% в год, а рост прибыли даже выше — аж целых 87 % в год за последние 4 года. Тогда это перестает быть таким уж странным: значит это типично для всей отрасли (с высокой степенью вероятности)… Значит компании как-то смогли договориться и перестать убивать друг друга низкими тарифами. Теперь рентабельность этого бизнеса возросла. Куда только смотри антимонопольный комитет? Шутка.
Похожая картина и с прибылью на акцию
Аляска:
ГОД | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
EPS (Diluted) | 1,67 | 2,2 | 3,58 | 4,42 | 6,55 |
EPS (Diluted) Growth | 31,74% | 62,73% | 23,46% | 48,19% | |
Diluted Shares Outstanding | 146.84M | 143.57M | 141.88M | 136.8M | 129.37M |
Юго запад:
ГОД | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
EPS (Diluted) | 0,23 | 0,56 | 1,05 | 1,64 | 3,27 |
EPS (Diluted) Growth | 143,48% | 87,50% | 56,19% | 99,39% | |
Diluted Shares Outstanding | 775M | 757M | 718M | 696M | 669M |
Если у Аляски отличный рост прибыли на акцию — в 4 раза за 4 года, то у Southwest — просто жуть — за 4 года прибыль на акцию возросла в 14 раз. Такого просто не бывает
В общем, в этом разделе побеждает Southwest , хотя и Аляска показывает очень хорошие результаты. Но стоит еще раз подчеркнуть — у обеих компаний себестоимость остается примерно на одинаковом уровне на протяжении последних лет, а прибыль растет, хотя и не на много, но все же. Из-за этого видим диспропорциональный рост прибыли.
Но есть одна тонкость: если смотреть квартальные отчеты, то в последнем квартале прибыль Southwest оказалась значительно ниже прибыли прошлого квартала и аналогичного квартала прошлого года. Это достаточно тревожный звонок, если учесть, что каждый квартал до этого показывал результат выше, чем аналогичный квартал предыдущего года. Хотя в 3 и 4 кварталы каждый год прибыль снижается у этой компании.
Рентабельность
Естественно, что у этих компаний должна быть высокая рентабельность. Давайте смотреть.
У Аляски коэффициент Net-margin равен 15,4%, при ROE = 35%, у ЮгоЗапада соответственно 11% и 30%. Здесь красивее смотрится Аляска, хотя преимущество тоже не подавляющее.
Задолженность
Аляска
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Total Assets | 5.2B | 5.51B | 5.84B | 6.18B | 6.53B |
Assets — Total — Growth | - | 5.97% | 6.05% | 5.88% | 5.69% |
Long-Term Debt | 1.1B | 871M | 754M | 686M | 571M |
Southwest
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Total Assets | 18.07B | 18.6B | 19.35B | 20.2B | 23.31B |
Assets — Total — Growth | - | 2.92% | 4.03% | 4.42% | 15.41% |
Long-Term Debt | 3.11B | 2.88B | 2.19B | 2.43B | 2.54B |
Опять мы видим схожие результаты — активы компании растут примерно в одном темпе, и задолженность равна примерно 10% от величины активов. И у той и у другой компании положительная динамика по задолженности — она в общем и целом снижается. Правда у Аляски это происходит более системно :).
Свободный денежный поток
Аляска
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Free Cash Flow | 308.6M | 235M | 415M | 336M | 753M |
Free Cash Flow Growth | - | -23.85% | 76.60% | -19.04% | 124.11% |
Southwest
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Free Cash Flow | 417M | 716M | 1.03B | 1.15B | 1.2B |
Free Cash Flow Growth | - | 71.70% | 43.85% | 12.04% | 3.73% |
В этом разделе тоже предпочтительней выглядят южные ребята. Хотя в отчете о движениях денежных средств все тоже очень похоже — у компаний возрастающий поток от основных операций и очень высокие капитальные затраты. Но это и понятно: авиаперевозки — капиталоемкое дело, требующее значительных основных средств.
Инсайдеры и фонды. Институциональная поддержка
В обеих компаниях инсайдеры владеют пренебрежительно малыми долями. Так что их нельзя назвать владельцами компаний. В общем-то это типичное явление для современного капитализма — владельцев у компаний тысячи, а руководят просто наемные сотрудники.
Сходство компаний продолжается и в списке владельцев. На первом месте в обеих компаниях по количеству акций среди владельцев записан фонд PRIMECAP Management Company (если ориентировать на сайт gurufocus.com).
Еще я обратил внимание на то, что один из признанных Гуру — Мониш Пабрай купил недавно значительный пакет Southwest. На досуге я как раз почитываю книгу этого автора, которая называет «Дандо Инвестора». В общем если вы склонны обращать внимания на мнение гуру, то это еще один плюс за Southwest.
Можно ли купить акцию дешевле внутренней цены?
Давайте считать.
Сейчас акция ALK торгуется на уровне 84$. По моим оптимистичным расчетам внутренняя стоимость этой компании составляет 120$. Т.е это нам дает маржу безопасности в 30%.
Акция LUV сейчас торгуется на уровне 48$. Компания показывает такие сумасшедшие темпы роста, что рассчитывать на такое продолжение в ближайшие годы даже как-то слишком оптимистично. Если даже взять менее восторженные ожидания — то у меня получилась справедливая цена в районе 72 $. Кстати рассчитанная мной внутренняя цена почти полностью совпадает с расчетами гуруфокуса. А это дает нам маржу безопасности в 33%.
Да обе акции торгуются на уровне своих исторических максимумов. Но тем не менее у меня получается, что их можно покупать. Кому же отдать предпочтение? Честно говоря, мне больше понравился Southwest, но обе компании идут голова в голову, так что можно купить их в равных долях. Но в портфеле они должны занимать долю одной акции вдвоем, потому что они из одной отрасли и захламлять портфель сходными компаниями не очень правильно.
Почему не купил Southwest в то время, до сих пор понять не могу. Казалось, что акции упадут с максимумов. А сейчас 07.06.17 акции стоят уже 59,5$. Т.е. рост за пол года составил 20%.